СПб ГКУ «Ленводхоз»

Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга «Ленводхоз»

ГТС Петербурга

15 ноября 2021

В Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на пересечении улицы Коммуны и русла реки Большая Охта можно встретить одно из старейших гидротехнических сооружений (ГТС) нашего города – Ржевский гидроузел. Мало кто знает, что история этого сооружения растянулась более чем на триста лет.

В далёком 1715 году Пётр I ставит задачу: в Петербурге производить пороха не меньше, чем в Москве. Для достижения заданных объёмов уже в 1716 был запущен небольшой пороховой завод в следующем составе: деревянная плотина на реке Охта, пороховой амбар для толчения пороха с приводом от воды, крутильная изба, сушильная изба, четыре амбара для различных ингредиентов по приготовлению пороха, контора и жилые дома для мастеров. Именно деревянная плотина стала сердцем Охтинского порохового завода, снабжающим его энергией. С середины XVIII века завод становится крупнейшим промышленным предприятием Петербурга.

В 1828-1830 годы по проекту П.П. Базена и В.П. Лебедева деревянную плотину, прослужившую сотню лет, перестраивают в каменную с чугунными элементами. В конце XIX века Охтинский завод переходит на производство бездымного пороха, а в декабре 1917 году и вовсе был прекращён выпуск пороха на Охте. В 1943 году при бомбёжке был разрушен центральный створ плотины, нависла угроза остановки предприятий в районе Пороховых, работающих, как и все производства того времени, на нужды фронта. К счастью, с большим трудом удалось заделать пробоину. В 1960-х годах потребовалась новая реконструкция плотины. По проекту Ленинградского отделения ГПИ «Водоканалпроект» были увеличены бетонные опоры, расширен мост, создана электрическая система управления сбросом воды. К великому сожалению, до наших дней не сохранились чугунные арочные пролёты, перила моста и пешеходные решётки.

В 1990-е годы сооружению присваивают статус памятника архитектуры. Однако в начале 2000-х годов плотина пребывает в аварийном состоянии. В 2013 году по заказу Комитета по природопользованию начинается капитальный ремонт ГТС — «плотины Ржевского гидроузла на реке Большая Охта». В 2015 году сооружение полностью преображается – проведены работы по замене всего монолита, а также подъёмного оборудования плотины.

Сегодня плотина уже современная, но каждый желающий может посмотреть и прикоснуться к оставшимся каменным жерновам времён Российской Империи, которые аккуратно сложены на берегу ГТС.

В следующей публикации мы расскажем о плотине Гаусмана, не пропустите.